Адаптация пятиклассников
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
Период адаптации ребенка может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, уровень сложности образовательной программы и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого ученика. Начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
В период обучения в 5 классе дети стали чаще упрямиться, противопоставлять себя учителям, своевольничать и бравировать своими недостатками, а также отмечается повышенная утомляемость и тревожность.
Возрастные особенности младшего подростка:
-
восприимчивость к промахам учителей
-
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем
-
отсутствие адаптации к неудачам
-
отсутствие адаптации к положению “худшего”
-
ярко выраженная эмоциональность
-
требовательность к соответствию слова делу
-
повышенный интерес к спорту
-
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством
Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
План помощи пятикласснику.
-
Психологическое сопровождение учащихся 5-х классов, помощь в адаптации к условиям обучения в средней ступени общеобразовательной школе.
-
Удовлетворение потребности младших подростков самоутверждении среди сверстников.
Задачи:
-
Повышение самооценки учащихся;
-
Снижение социальной тревожности;
-
Сплочение коллектива класса;
-
Развитие толерантности: терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям;
-
Развитие коммуникативных умений, умение вести себя, находясь в центре внимания, навыка, самопрезентации, умения слушать, говорить другому человеку приятное и т.д.
-
Формирования убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива;
-
Предоставление классному руководителю и пятиклассникам лучше узнать друг друга.